Решение от 21.12.2018 г. № 117 «Об утверждении прогноза социально-экономического развития муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов»

Наименование:Решение от 21.12.2018 г. № 117 «Об утверждении прогноза социально-экономического развития муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов»
Дата:27.12.2018

СОВЕТ

ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЕССЕНТУКСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ

ПРЕДГОРНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

РЕШЕНИЕ

 

«21» декабря 2018 года                                                                                  № 117

ст. Ессентукская

 

 

Об утверждении прогноза социально-экономического развития муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов

 

 

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края принятого решением совета депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края от 30 сентября 2016 года № 388 «Об утверждении  Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края», Совет депутатов муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края

 

РЕШИЛ:

 

1. Утвердить прогноз социально-экономического развития муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на главу муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края Жукова С.А.

3. Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2019 года.

4. Обнародовать настоящее решение в установленном порядке.

 

 

 

Исполняющий полномочия председателя

Совета депутатов, заместитель председателя

Совета депутатов муниципального образования

Ессентукский сельсовет Предгорного района

Ставропольского края                                                                         М. И. Байрак

 

Утверждён

решением Совета депутатов муниципального

образования Ессентукский сельсовет

Предгорного района Ставропольского края

от «21» декабря 2018 г. № 117

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования Ессентукский сельсовет

Предгорного района Ставропольского края

на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Общая характеристика муниципального образования

Бюджетная и налоговая политика

Демографические показатели

Экономика

Производство товаров и услуг

Малое и среднее предпринимательство

Агропромышленный комплекс

Бытовое обслуживание

Труд и занятость

Денежные доходы и расходы населения

Развитие социальной сферы

— Образование

— Дошкольное образование

— Культура

— Физическая культура и спорт

— Молодёжная политика

— Доступное жилье

— Здравоохранение

Транспорт, дорожное строительство

Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство

Управление муниципальным имуществом

Земельные отношения

Охрана природы

Укрепление правопорядка

Защита от чрезвычайных ситуаций

Местное самоуправление

Предварительные итоги прогноза социально-экономического развития муниципального Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края на 2019 и плановый период 2020-2021 гг. (таб.)

 

Заключение

 

 

Введение

 

 

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020-2021 гг. подготовлен на основании Бюджетного кодекса и направлен на последовательное повышение уровня жизни населения муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края на 2019 год и плановый период 2020-2021 гг. разработан на основе анализа тенденций социально-экономического развития муниципального образования, материалов государственной статистики и учёта основных целевых показателей и параметров долгосрочных программ.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития
муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края разработаны в двух вариантах:

— вариант 1 (консервативный) – отражает динамику умеренных темпов развития экономики, годовые темпы экономики могут оставаться на
достигнутом уровне;

— вариант 2 (умеренно-оптимистичный) – ориентирован на повышение уровня и стандартов качества жизни населения, активизацию структурных сдвигов, стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов бюджета.

Учитывая рекомендации Министерства экономического развития
Российской Федерации, за базовый период в прогнозе социально-
экономического развития муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края на плановый период принят вариант 1, который предлагается использовать для разработки
параметров бюджета муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края на период 2019-2021 годов.

 

 

Общая характеристика муниципального образования

 

Административным центром муниципального образования Ессентукский сельсовет является станица Ессентукская с населением 27759 человек, станица Ессентукская является административным центром Предгорного муниципального района.

В состав муниципального образования Ессентукский сельсовет входят станица Ессентукская, с населением 26 750 человек и посёлок Горный с населением 1009 человек.

Муниципальное образование Ессентукский сельсовет расположено в южной части Ставропольского края на правом берегу реки Подкумок. На севере через реку граничит с городом-курортом Ессентуки. Общая площадь административной территории – 1932 кв. км.

На сегодняшний день границы поселения и границы составляющих его населенных пунктов полностью определены и составляют 3568 га.

Основной объем занимаемых площадей – сельхозугодия, площадь составляет 1031 га. На этих площадях осуществляет производственную деятельность 16 предприятий и 31 КФХ, объекты розничной торговли и общественного питания – 64. По организационно-правовым формам сельскохозяйственные организации представлены: сельскохозяйственные производственные кооперативы — 28%, закрытые акционерные общества — 13%, общества с ограниченной ответственностью — 54%, открытые акционерные общества — 5,1%, государственные предприятия — 2,1%.

 

Бюджетная и налоговая политика

 

Бюджетная политика в муниципальном образовании Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края определена на период 2019-2021 годы и направлена на создание условий для сохранения и закрепления положительных темпов экономического роста.     

Налоговые поступления в бюджет муниципальном образовании Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края будут зачисляться в соответствии с действующим законодательством и с учётом основных макроэкономических показателей социально-экономического развития на 2019-2021 годы.

В 2019 году на территории муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края изменятся действующие льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

При расчёте параметров бюджета на 2019-2021 годы по основным налоговым доходам использованы действующие в настоящее время налоговые ставки и нормативы для зачисления в местный бюджет.

В 2019 году при увеличении объёмов производства, создании новых рабочих мест и повышения спроса на рабочую силу наполняемость бюджета доходами в виде налога на доходы физических лиц будет расти.

Согласно прогнозным данным ИФНС России ожидается небольшое снижение поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменениями действующего законодательства, которые вступают в силу с 1 января 2019 года. Изменения в налоговом законодательстве не уменьшают базу налога (кадастровую стоимость) и не снижают ставку налога, но теперь налог будет расти до своего максимума медленнее, и единовременная нагрузка на кошелек граждан, которые платят налог по кадастру с 2015 года, станет более щадящей.

Единые правила применения кадастровой стоимости применяются при определении налоговой базы по земельному налогу. С 2019 года налогообложение недвижимости будет осуществляться только на основании кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН. Снижение поступлений по земельному налогу в основном из за применения пониженных ставок для учреждений и организаций образования, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, а также в связи с освобождением от уплаты земельного налога органов местного самоуправления, а также льгот в отношении земельных участков, занятых муниципальными дорогами общего значения, земельных участков, расположенных в пределах территории муниципального образования и используемых для выполнения возложенных функций.

Ожидается небольшое увеличение поступлений от единого сельскохозяйственного налога.

Расчёты по группе неналоговых доходов произведены с учётом оценки исполнения за 9 месяцев 2018 года и изменений в порядке исчисления и уплаты данных платежей.

Мероприятия, направленные на обеспечение роста налоговых и неналоговых поступлений и повышение уровня собираемости платежей в бюджет, являются приоритетными. Для этого необходимо в период 2019-2021 гг. проводить заседания межведомственной комиссии по мобилизации поступлений доходов в бюджет и работе с недоимкой по платежам. Оптимизировать действующие налоговые льготы, тем самым сократить потери бюджета.

Формирование доходной части бюджета муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края осуществляется за счёт собственных доходов, доходов от использования имущества, находящего в муниципальной собственности, а также за счёт безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (дотации, субвенции, субсидии и пр.).

 

Общая характеристика бюджета

на 2019 год и плановый период 2020-2021 гг.

тыс.руб.

Наименование доходов

Проект бюджета

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Доходы всего:

40 000,00

41 000,00

42 025,00

из них

 

 

 

Налоговые

39 879,00

40 879,0 0

41 904,00

Неналоговые

120,00

120,00

120,00

Безвозмездные поступления

1,00

1,00

1,00

Расходы всего:

40 000,00

41 000,00

42 025,00

 

Бюджет муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края определён на 2019 год по доходам в объёме 40 000,00 тыс.руб., по расходам 40 000,00 тыс. руб. в том числе резервный фонд – 50,00 тыс.руб. (резервный фонд сформирован в размере 0,125 % от суммы собственных доходов); на 2020 год по доходам в объёме 39 000,00 тыс. руб., по расходам 39 000,00 тыс. руб.; на 2021 год по доходам в объёме 38 000,00 тыс. руб. по расходам в объёме 38 000,00 тыс. руб.

 

Налоговые и неналоговые доходы бюджета муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края в 2019 г. и плановый период 2020-2021 гг. планируются

в следующих объёмах

тыс.руб.

Наименование доходов

Проект бюджета

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Налоговые и неналоговые доходы – всего:

40 000,00

41 000,00

42 025,00

Налоговые доходы:

39 879,00

40 879,00

41 904,00

Налог на доходы физических лиц

12 536,62

13 380,00

14 405,00

Налог на имущество физических лиц

8 575,00

8 575,00

8 575,00

Земельный налог

14 153,00

14 153,00

14 153,00

ЕСХН

310,00

310,00

310,00

Акцизы

4 304,49

4 461,00

4 461,00

Неналоговые доходы:

120,00

120,00

120,00

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

70,00

70,00

70,00

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

50,00

50,00

50,00

 

Поступления в бюджет неналоговых доходов являются лишь частью доходной базы муниципальных образований, но служат дополнительным источником ее формирования и усиления экономической независимости. Одной из мер по увеличению доходов от реализации муниципального имущества выступает поиск неиспользуемых бесхозных объектов недвижимости и земель, с дальнейшим присвоением их муниципалитету и передачей в пользование или владение физическим, или юридическим лица на праве договора аренды или купли-продажи. Исходя из этого, немаловажным действием будет являться переоценка существующих ставок платы за аренду в соответствии с рыночной ситуацией.

 

Безвозмездные поступления из других бюджетов

системы Российской Федерации

тыс.руб.

Наименование доходов

 

Проект бюджета

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

0,00

0,00

0,00

— дотация на выравнивание уровня бюджетного обеспечения поселения

0,00

0,00

0,00

— субсидии

0,00

0,00

0,00

 

Проект бюджета сформирован с учётом обеспечения финансовыми ресурсами первоочередных социально-значимых расходов.

 

Расходы бюджета муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края в 2019 г. и плановый период 2020-2021 гг. планируются в следующих объёмах

тыс.руб.

Наименование расходов

Проект бюджета

2019 год

2020 год

2021 год

Общегосударственные вопросы

20 782,97

20 782,97

20 782,97

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

50,00

50,00

50,00

Национальная экономика

11 308,08

12 308,08

13 333,08

Жилищно-коммунальное хозяйство

5 714,84

5 714,84

5 714,84

Образование

50,00

50,00

50,00

Культура, кинематография

1 945,11

1 945,11

1 945,11

Социальная политика

100,00

100,00

100,00

Физическая культура и спорт

50,00

50,00

50,00

 

Расходная часть сводного финансового баланса на 2019-2021 гг. составлена на основании прогноза доходной части бюджета с соблюдением приоритетных направлений социально – экономической политики муниципального образования Ессентукский сельсовет

— повышение эффективности использования бюджетных средств.

— повышение уровня жизни населения.

— формирование и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

— информационное обеспечение.

 

Демографические показатели

 

Благоприятными демографическими тенденциями, сформировавшимися вследствие реализуемой государственной социальной политики, являются рост показателей рождаемости и снижение уровня смертности.

Численность населения муниципального образования на 1 января 2018 года составила 27,8 тыс. человек. На протяжении последних трёх лет общий прирост населения в муниципальном образовании Ессентукский сельсовет происходит за счёт миграционных процессов. В среднем за год прибывает 500 человек, выбывает 170 человек. В 2018 году за 9 месяцев родилось 500 человека, умерло 904 человека, превышение рождаемости над смертностью – 404 человека.

Численность населения будет увеличиваться посредством естественного прироста и в связи с заселением новых жилых домов на территории муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края. Смертность населения сохраняется на высоком уровне и остаётся острой демографической проблемой. Основной причиной высокого уровня смертности является рост численности населения старших возрастных групп, вследствие продолжающегося старения населения района.

Увеличение рождаемости на период 2019-2021 гг. года предполагается за счёт:

— предоставления материнского (семейного) капитала при рождении второго и последующих детей. Денежные средства можно будет направить либо на образование ребёнка, либо на приобретение жилья, либо на формирование накопительной части пенсии матери;

— улучшение оказания медпомощи беременным женщинам во время родов и диспансерного наблюдения ребёнка в течение первого года жизни;

— усиления материальной поддержки граждан, имеющих детей, путём реализации на территории муниципального образования Ессентукский сельсовет ведомственной целевой программы «Жилище».

Основная часть возрастной структура населения муниципального образования старше трудоспособного возраста

 

Возрастная структура населения

муниципального образования Ессентукский сельсовет на 2019 г.

 

Возраст

тыс. чел.

в %

Численность постоянного населения

27,8

100

Моложе трудоспособного возраста (0 – 15 лет)

3,9

14,6

В трудоспособном возрасте (жен. 16 – 54 лет, муж. 16 – 59 лет)

18,3

64,6

Старше трудоспособного возраста (жен. от 55 лет, муж. от 60 лет)

5,6

20,8

 

По прогнозу на 2019 год среднегодовая численность постоянного населения составит 29 тыс. человек, к концу 2021 года — 31,5 тыс. человек.

 

Экономика

 

Направленность экономики муниципального образования Ессентукский сельсовет определяет положение и задачи, поставленные при его создании, а именно быть «продовольственным цехом» Кавказских Минеральных Вод.

Устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования Ессентукский сельсовет, в перспективе, может быть достигнуто как за счёт развития малого и среднего бизнеса, так и за счёт расширения организационно-хозяйственных функций.

Муниципальное образование Ессентукский сельсовет на перспективу рассматривается как территория, где — экономика может стабильно развиваться в интересах местного населения, обеспечиваются условия для реализации профессиональных знаний и интересов граждан, создаётся и поддерживается среда для культурного развития и полноценного отдыха жителей, населению предоставляются качественные коммунальные и социальные услуги, воссоздаётся и поддерживается благоприятная экологическая обстановка, формируется эффективная система социальной и правовой защиты населения, происходит стабильная реализация федеральных, краевых, местных целевых программ.

 

Производство товаров и услуг

 

Основной целью в сфере производства является увеличение объёмов выпуска основных видов продукции, повышение её качества, конкурентоспособности, повышение производительности труда и, тем самым, обеспечение устойчивых темпов роста производства.

Достижение поставленной цели в среднесрочной перспективе связано с решением следующих задач:

— модернизация и техническое перевооружение предприятий и, тем самым, создание условий для развития эффективной многоотраслевой экономики, выпуск конкурентоспособной продукции;

— создание условий для привлечения инвестиций в сферу производства; повышение уровня конкурентоспособности действующих на территории муниципального образования предприятий, увеличение производственных мощностей;

— создание условий для открытия новых производств в приоритетных для экономики отраслях.

Материальное производство является важнейшей экономической
категорией. Темп роста объёмов отгруженного конечного продукта
собственного производства будет идти умеренными темпами, к 2021 году
наметится устойчивая тенденция развития инфраструктуры производства; в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании.

Картина в области потребительского рынка практически не изменилась, как и прежде, рынок муниципального образования представлен всеми необходимыми видами продукции. Однако в некоторых областях обозначились проблемы, такие как отсутствие возможности быстро разработать схему нестационарной торговли, что приводит к уменьшению торговых мест для мелких предпринимателей и граждан. Также проблемой потребительского рынка по-прежнему являются высокие затраты на электроэнергию, что служит причиной – невозможности дальнейшего развития инфраструктуры потребительского рынка.

По данным налогового органа численность населения, занятого по отраслям деятельности в муниципальном образовании на 01.01.2018 г. составляет 13,50 тыс. человек

 

 

 

Численность населения, занятого по отраслям деятельности

в муниципальном образовании Ессентукский сельсовет

Предгорного района Ставропольского края

 

Наименование сферы деятельности

Численность работающих,

чел.

Бюджетная сфера в том числе:

 

муниципальная служба

35

социальное обслуживание населения

350

образование

530

здравоохранение

980

культура, физкультура, спорт

57

Сельское хозяйство

1450

Промышленность, строительство, транспорт, связь

3608

Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание

1020

Малое и среднее предпринимательство

2320

Пенсионеры

370

Другие категории

2750

 

Муниципальное образование Ессентукский сельсовет обладает достаточными для своего экономического развития трудовыми ресурсами.

 

Малое и среднее предпринимательство

 

Малое и среднее предпринимательство в муниципальном образовании Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края сформировалось как объект экономики.

Субъекты предпринимательства заняты в сфере потребительского рынка: торговле, сельском хозяйстве (растениеводстве, животноводстве), деревообрабатывающая отрасль.

Структура малого и среднего предпринимательства свидетельствует о том, что непроизводственная сфера остаётся более комфортной для развития бизнеса. Лидирующее место продолжает занимать сельское хозяйство.

Малый и средний бизнес решает экономические и социальные проблемы:

— создаёт новые рабочие места,

— заполняет ниши рынка, предлагая товары и услуги, на которые существует повышенный спрос.

Субъекты малого и среднего предпринимательства обеспечивают рост налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. 

Необходимо привлечение субъектов малого и среднего бизнеса в сферу предоставления жилищно-коммунальных, автотранспортных и бытовых услуг. Развитие малого предпринимательства в этих видах деятельности сдерживается:

неустойчивой системой налогообложения;

нехваткой квалифицированных специалистов;

недостаточным уровнем предпринимательской активности.

 

Агропромышленный комплекс

 

Главная отрасль экономики муниципального образования — это сельское хозяйство. Экономические реформы последнего десятилетия заложили основы многоукладной экономики на селе.

В настоящее время в муниципальном образовании сформировалась структура агропромышленного производства с преобладанием рыночных организационно-правовых форм.

На протяжении последних семи лет производство практически всех видов сельскохозяйственных культур является доходным. Уровень рентабельности растениеводства не опускается ниже 20 %, по итогам 2017 года уровень рентабельности составил 40%. Доля доходов от реализации зерна составляет половину выручки от растениеводства.

В сельскохозяйственных организациях района производство подсолнечника по эффективности опережает зерновое производство и остаётся в районе самой ликвидной культурой. Производство картофеля практически сосредоточено в личных подсобных хозяйствах. Важнейшим направлением в растениеводстве остаётся развитие картофелеводства и овощеводства.

Отрасль животноводства в муниципальном образовании Ессентукский сельсовет переживает глубокий кризис, но несмотря на это в развитии отрасли намечаются положительные тенденции. Ведётся работа по приобретению высокопродуктивного скота в ООО «Кисловодское».

Основным направлением развития животноводства является молочное скотоводство и птицеводство. Вспомогательные отрасли – свиноводство, овцеводство и пчеловодство.

Результаты работы в животноводстве на сегодняшний день необходимо рассматривать только в неразрывной связи с выполнением целевых показателей приоритетного национального проекта «Развития АПК».

В муниципальном образовании Ессентукский сельсовет насчитывается 7,0 тыс. собственников земельных долей. В сельском хозяйстве занято 5,0 тыс. человек, для которых это основной источник занятости. В 4 образовательных школах муниципального образования сохранены и действуют ученические бригады, как кузница кадров в воспитании молодёжи для продолжения семейных традиций работы в сельском хозяйстве.

Сельскохозяйственные предприятия считаются основными производителями зерна (95-98%). В фермерских хозяйствах выращивается 20% районных объёмов сельхозпродукции.

Анализ работы за прошедшие 3 года позволяет определить на последующие годы наиболее общие задачи по каждому сельскохозяйственному предприятию:

— рост объёмов производства продукции;

— повышение товарности продукции;

— повышение эффективности производства на основе новейших достижений аграрной науки, применения современных форм и методов управления;

— реструктуризация долгов;

— ужесточение контроля за использованием земельных паёв;

— повышение уровня зарплаты сельских тружеников;

— привлечение инвестиций, создание новых агропромышленных структур с одновременным вложением средств на приобретение сельскохозяйственной техники и продуктивного скота.

 

Бытовое обслуживание

 

Потребительский рынок муниципального образования Ессентукский сельсовет характеризует стабильность и положительную динамика развития, за счёт высокой предпринимательской активности.

Сфера услуг является одним из главных источников занятости. К положительным тенденциям развития данного сектора экономики можно отнести: строительство и ввод в эксплуатацию новых торговых объектов.

Потребность населения в продовольственных и промышленных товарах, услугах обеспечивается предприятиями торговли, общественного питания, бытового обслуживания и различных форм собственности.

Развития потребительского рынка на территории муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края направлено на размещение различных типов предприятий, удовлетворяющих потребности жителей с различными доходами, расширением услуг, предоставляемых населению и повышение качества оказываемых услуг.

В 2019 году, по предварительной оценке, оборот розничной торговли составит 1600 млн. рублей, что составит в сопоставимых ценах 130% к уровню 2018 года.

В прогнозный период 2019-2021 годов оборот розничной торговли в сопоставимых ценах по 1 варианту к предыдущему году составит:

— в 2019 году 300,0 млн. руб., темп роста к предыдущему году 41%;

— в 2020 году 450,0 млн. руб., темп роста к предыдущему году 67%;

— в 2021 году 500,0 млн. руб., темп роста к предыдущему году 90%.

Общее количество предприятий общественного питания с учётом школьных столовых в 2021 году составит 14 единиц на 2050 посадочных мест. По предварительной оценке, в 2021 году оборот общественного питания составит 300,00 млн. рублей, или 150% к уровню 2018 года.

Особое внимание предполагается уделить развитию сети предприятий общественного питания, ориентированных на обслуживание малообеспеченных категорий граждан и совершенствованию системы услуг питания в общеобразовательных учебных заведениях. Оптимизация сети общественного питания на предстоящие годы должна быть нацелена на создание и развитие сетей объектов общественного питания.

Продолжает развиваться рынок услуг:

— предоставляются возможность покупки мебели и бытовой техники в рассрочку;

— осуществляется доставка крупногабаритных товаров на дом, ремонт сложнобытовой техники;

— оказываются фотоуслуги и другое.

Основными направлениями в сфере бытового обслуживания населения является предоставление парикмахерских услуг – 38,8% от общего количества объектов бытового обслуживания, ремонт и пошив изделий – 14,3%.

Основная цель на краткосрочную перспективу в сфере
потребительского рынка: удовлетворение в полном объёме потребностей
населения в качественных и доступных товарах и услугах, произведённых
предприятиями муниципального образования, повышение качества торгового обслуживания населения.

Основной целью муниципальной политики в сфере развития
платных услуг является обеспечение благоприятных условий
жизнедеятельности для населения путём развития и расширения спектра
оказываемых услуг, повышение их разнообразия и качества на основе
развития конкурентной среды.

 

Труд и занятость

 

Оценивая ситуацию на рынке труда в 2017 году, численность занятых в экономике к 2021 году будет составлять 20 тыс. человек.

Среднегодовая численность занятых в экономике достигнет:

— в 2019 году – 13500 человек, темп роста 106,8% к 2018 году;

— в 2020 году – 14200 человек, темп роста 105,2% к 2019 году;

— в 2021 году – 14250 человек, темп роста 100,3% к 2020 году.

Проблема рынка труда – это профессионально-квалификационный
дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, в том числе несоответствие профессионально-квалификационной структуры безработных граждан к имеющимся вакансиям. Можно выделить три наиболее уязвимые по отношению к занятости группы населения: молодёжь, женщины, инвалиды.

Количество зарегистрированных безработных в службе занятости
населения по оценке 2018 года составила 70 человек. В прогнозный период основной задачей центра занятости населения будет, как и прежде, реализация мероприятий по трудоустройству населения, профессиональной ориентации, профессиональному обучению и материальной поддержки безработных граждан.

Реализация программ развития территорий предусматривает внедрение высокотехнологичных производств, ликвидацию неэффективных и создание современных высокопроизводительных рабочих мест, что послужит стимулом к трудоустройству для незанятого населения.

 

Денежные доходы и расходы населения

 

Размер доходов населения является показателем его благосостояния, основным фактором в реализации потребностей в товарах, услугах, отдыхе, получении образования, поддержания здоровья и прочих. Среднемесячный доход на душу населения, по предварительной оценке, составляет 23,00 тыс. рублей. Рост заработной платы будет идти умеренными темпами.

В целях поддержки малообеспеченных и социально незащищённых
слоёв населения в прогнозном периоде за счёт средств бюджета поселения
будет обеспечено финансирование системы социальной поддержки.

В структуре денежных расходов в оценочном году и прогнозном
периоде значительных изменений не произойдёт, большая часть из них по-
прежнему будут составлять потребительские расходы.

 

Развитие социальной сферы

 

Главная цель социальной инфраструктуры – формирование образа современного поселения через создание широких возможностей для содержательного отдыха, развитие народного творчества, пропаганду физической культуры и спорта, сохранение культурного наследия муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края.

 

Образование

 

Система образования на территории муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края в целом характеризуется стабильностью и устойчивостью, разнообразием
образовательных учреждений. Она представляет собой разнообразную, многофункциональную сеть учреждений образования, позволяющую
удовлетворять запросы населения в соответствии с интересами и
склонностями детей.

На территории муниципального образования находятся общеобразовательные учреждения: средняя школа № 1; средняя школа № 7; общеобразовательная школа № 65; общеобразовательная школа № 21, в которых обучаются более 2000 детей.

Приоритетными направлениями в деятельности образовательных
учреждений являются:

— повышение качества образования;

— формирование и организация работы управляющих советов
общеобразовательных учреждений;

— внедрение информационных технологий в целях развития учебного процесса и усовершенствования организационно-управленческих технологий;

— обеспечение доступности дошкольного образования;

— оптимизация сети образовательных учреждений.

В 2019 году будут продолжать свою работу:

— элективные курсы по выбору учащихся для выявления интересов, способностей и возможностей учащихся;

— информация и профориентация с учащимися девятых классов о
потребностях рынка труда, возможностях получения профессионального
образования (начального, среднего, высшего);

— проводятся экскурсии на ярмарки учебных мест и в учреждения
профессионального образования.

Основной задачей на среднесрочную перспективу в области образования продолжает оставаться активизация работы по реализации приоритетного национального проекта «Образование», строительство средних школ в станице Ессентукской. Создание на базе МОУ СОШ № 7 станицы Ессентукской 4-х комплектный детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста. Расширить сеть кружков и секций силами учреждений дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях ст. Ессентукской.

Развития системы образования до 2021 года предполагает создание условий для стабильного функционирования, реструктуризации имеющейся и развитие сети образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей; дальнейшего развития ее кадровых и материально-технических ресурсов, повышения доступности качественного образования и предоставляемых общеобразовательными учреждениями района образовательных услуг.

 

Дошкольное образование

 

В связи с улучшением демографической ситуации, ростом детского населения наметилась потребность детей дошкольного возраста, нуждающихся в дошкольных образовательных учреждениях. 

На территории муниципального образования находятся дошкольные образовательные учреждения: детский сад № 5; детский сад № 6; детский сад № 8; детский сад № 29 в посёлке Горный, на 446 мест.

Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных
образовательных учреждений являются:

— повышение качества дошкольного образования;

— сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, обеспечения доступности дошкольного образования и увеличения охвата детей дошкольного возраста, а также в целях реализации приоритетов демографической и образовательной политики государства необходимо строительство дошкольных образовательных учреждений на территории станицы Ессентукской — на 250 мест, только новое строительство поможет снять социальную напряжённость по определению детей в дошкольные образовательные учреждения.

Остаётся актуальным совершенствование качества образования, повышение его доступности и эффективности, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, активного их включения в социально-экономическую и культурную жизнь общества.

Мероприятия предполагают способствовать дальнейшему совершенствованию воспитательной работы, формированию у детей и подростков социальной активности, положительной мотивации на ведение здорового образа жизни; создадут условия для развития в общеобразовательных учреждениях района общественных школьных объединений, различных форм ученического самоуправления, что позволит снизить количество правонарушений и проявлений асоциального поведения несовершеннолетних.

С целью занятости детей и подростков внеурочное время, назрела необходимость открытия филиалов Центра детского творчества в станице Ессентукской.

 

Культура

 

На территории муниципального образования учреждения культуры представляют собой комплекс, ориентированный на удовлетворение культурных и духовных потребностей жителей поселения, а также на развитие культуры и искусства на территории муниципального образования, комплексного его внедрения во все сферы жизнедеятельности населения всех возрастов, укрепления семейных ценностей.

На сегодняшний день сеть учреждений культуры муниципального образования состоит из Районного Дворца культуры, Дома культуры в пос. Горный, центром эстетического воспитания, районным домом школьника, районной школой искусств, 2 библиотек.

На протяжении 20 лет в районе работает музей боевой и трудовой славы, в котором отражена история становления района, станицы Ессентукской, собраны материалы о ветеранах войны и труда, о лучших людях, которые внесли особый вклад в социально-экономическое и культурное развитие района и станицы Ессентукской.

Основными направлениями деятельности учреждений культуры
являются театрально-эстрадное направление, декоративно-прикладное
искусство, фортепиано, народные инструменты, художественное и
хореографическое направления. В последние годы растёт спрос на отделения с групповыми занятиями: художественное, эстетическое, хоровое, что
способствует увеличению охвата учащихся.

Приоритетное направление в библиотечной сфере – расширение возможностей библиотек в удовлетворении разнообразных потребностей жителей поселения в информации, знаниях, досуге, приобщении к культурным ценностям.

Для развития учреждений культуры и искусства потребуются большие денежные вложения для капитального и текущего ремонта зданий и сооружений, укрепления материально-технической базы, что приведёт к повышению уровня обслуживания и предоставления услуг населению поселения. Необходима разработка комплексной целевой программы с целью создания системы действий и мер, призванных к преумножению и развитию культуры, сохранению культурного наследия, развитию сферы самодеятельного, профессионального творчества. Целью программы должно стать повышение эстетического, нравственно-патриотического воспитания населения, расширение творческих межрегиональных связей, привлечение инвестиций.

 

Физическая культура и спорт

 

Для создания равных условий занятия спортом всех категорий населения совместно с районом проводятся различные соревнования и учебно-тренировочные сборы по разным видам спорта.

Численность занимающихся спортом в спортивных школах, секциях, клубах выросла до 20 %, соответственно увеличилась численность штатных работников спортивных учреждений.

Решение задачи развития физической культуры и спорта требует в перспективе реализации комплекса взаимосвязанных мероприятий:

1) усиление массовости физической культуры и спорта среди различных возрастов населения, и в первую очередь, среди трудоспособного населения путём

— поиска новых организационно-управленческих форм по созданию эффективных систем укрепления здоровья трудящихся;

— привлечения средств внебюджетных источников для укрепления материальной базы физической культуры;

— разработки рекомендаций и организационно-управленческих подходов по созданию на предприятиях района условий для занятий физической культурой и спортом;

— создания условий для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди молодёжи;

— разработки и внедрения системы мониторинга физического развития и физической подготовленности учащейся молодёжи с целью оперативного анализа ситуации и разработки соответствующих программ физической культуры, формирования здорового образа жизни, оптимизации процесса физической подготовки допризывников и призывников;

— создание условий для организации физкультурно-оздоровительных и профилактических мероприятий в большинстве дошкольных образовательных учреждений района;

2) развитие инвалидного спорта на основе:

изучения и внедрения опыта организации инвалидного спорта в других регионах России и за рубежом.

3) развитие спорта высших достижений за счёт:

— разработки механизмов материального стимулирования перспективных спортсменов и талантливых тренеров;

— определения направлений для развития национальных (городки, бильярд, дарси, лапта, бейсбол) видов спорта.

4) закрепление профессиональных кадров включая:

— создание условий для закрепления молодых специалистов в учреждениях образования, учреждениях дополнительного образования детей;

— обеспечение повышения квалификации специалистов физической культуры и спорта.

Для развития сети учреждений физкультуры и спорта, повсеместного привлечения жителей к активным занятиям физической культурой и спортом необходимо разработать целевую программу по созданию в местах проживания жителей поселений простейших плоскостных спортивных сооружений, обустройству упрощённых спортивных залов в нежилых помещениях, реконструкции имеющихся и оборудованию новых игровых площадок, обустройству мест для занятий народными и национальными видами спорта, а также решить проблему эффективного использования спорт сооружений, принадлежащих различным ведомствам и не используемых по прямому назначению.

Ожидается, что проводимые мероприятия по развитию физической культуры и спорта позволят в 2021 году достичь следующих результатов:

— доля населения систематически занимающегося физической культурой и спортом увеличится до 40,0 % против 20,0 % в 2017 году.

 

Молодёжная политика

 

Молодёжная политика — один из основных ресурсов комплексного развития. Четверть населения в муниципальном образовании составляют молодые граждане в возрасте от 14 до 30 лет.

Молодёжная политика выполняет социальную (компенсаторную) и инновационную функции.

Молодёжная политика проводится в соответствии с Концепцией государственной молодёжной политики, Федеральными целевыми программами «Жилище», «Социальное развитие села», которые направлены на осуществление комплексной системы мер по реализации государственной молодёжной политики, обеспечение прав и гарантий самореализации молодёжи, улучшение качества жизни молодёжи, осуществление поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий, и других.

Одной из главных проблем молодых людей является обеспеченность жильём. Молодые семьи в большинстве случаев попадают в категорию малообеспеченных, так как появление в семье даже одного ребёнка в значительной степени снижает уровень материальной обеспеченности. Они нуждаются в государственной поддержке.

Проблемы в сфере молодёжной политики:

— интеграция молодёжи в сообщество;

— организация временной занятости и трудоустройства, поддержка молодой семьи, предоставление льгот;

— инициирование и поддержка молодёжных проектов, ориентированных как на развитие самой молодёжи, так и на развитие муниципального образования.

Основными целями администрации Ессентукского сельсовета в области молодёжной политики являются:

— создание благоприятного общественно-политического, экономического, культурного, правового, информационного, нравственно-психологического климата для жизнедеятельности молодёжи;

— создание эффективных стимулов деятельности, при которых молодёжь может само реализовываться, удовлетворять свои интересы и потребности, активно участвовать в решении проблем сообщества.

В реализации мер социальной защиты населения администрацией совместно с районом проводится работа с заинтересованными структурами в следующих направлениях:

— проведение мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений, наркомании и алкоголизма;

— организация молодёжных мероприятий, праздников;

— поддержка проектов, мероприятий молодёжных общественных объединений, направленных на социальную защиту подростков;

— организация занятости подростков (14-17 лет) в свободное от учёбы время;

— проведение культурных мероприятий, поддержка творческих инициатив молодёжи, социально-культурных программ молодёжи.

Усилия администрации необходимо направить на обеспечение адресности в разработке и реализации молодёжной политики, развитие нормативно-правовой базы, преодоления ведомственной разобщённости в отношении решения проблем молодёжи, поддержку и развитие общественных и частных инициатив, направленных на решение проблем молодёжи.

Приоритетными направлениями реализации молодёжной политики до 2021 года следует считать следующие:

— гражданско-патриотическое,

— духовно-нравственное воспитание молодёжи,

— формирование позитивной системы ценностных ориентаций.

Решение социально-экономических проблем молодёжи:

— жилищные проблемы молодых семей;

— вопросы занятости и трудоустройства;

— содействие молодёжному предпринимательству;

— социально-экономическая поддержка молодой семьи, комплекс мер по укреплению молодой семьи;

— профилактика наркомании, экстремизма и других асоциальных явлений в молодёжной среде, пропаганда здорового образа жизни.

— содействие интеллектуальному, физическому, профессиональному, социальному развитию и становлению молодёжи.

— развитие молодёжной культуры, поддержка талантливой молодёжи и развитие творческих молодёжных инициатив, формирование инфраструктуры молодёжного досуга;

— развитие социальных служб для молодёжи.

— поддержка молодёжных организаций.

Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодёжью для каждого муниципального образования района.

Формирование молодёжного кадрового резерва руководителей предприятий и организации района.

 

Доступное жилье

 

Планируется проведение работ по подготовке и формированию земельных участков под жилищное, в том числе индивидуальное, строительство. Продолжение реализации мероприятий по повышению качественного уровня благоустройства населенных пунктов поселения, в том числе, улучшению улично-дорожной сети, благоустройству дворовых территорий и других объектов.

Особое внимание будет уделено жилищному строительству на территории муниципального образования индивидуальными застройщиками, как за счёт бюджетных средств, так и собственных и заёмных средств застройщиков. Эта работа будет активизироваться в связи с переводом земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений

 

Здравоохранение

 

Проблема охраны здоровья человека продолжает оставаться приоритетной. Обращает на себя внимание рождаемость по сравнению с предыдущим 2017 годом, рождаемость возросла на 62 % (в 2017 году – родилось 316 человек, за истёкший период 9 месяцев 2018 года родилось 508 человека), смертность выросла на 44 %. Качество оказания лечебно-диагностической помощи не удовлетворяет возросшие потребности населения и не соответствуют современным требованиям.

Основной целью в области здравоохранении является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путём создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объёмы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицины, а также имеющимся ресурсам.

Лечебная сеть в муниципальном образовании состоит из муниципального учреждения – МУЗ «Предгорная ЦРБ», в составе которого-Центральная районная больница на 495 коек (из них 130 коек дневного стационара), включающая поликлинику, детскую поликлинику, инфекционное отделение на 500 посещений в смену; 1 фельдшерско-акушерский пункт п. Горный и бюджетное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника Предгорного района» на 200 посещений в смену.

Территориальная программа государственных гарантий обеспечения населения Ставропольского края бесплатной медицинской помощью не обеспечена финансовыми средствами для оплаты медицинских услуг в полном объёме.

Основными мероприятиями по реализации программы в области здравоохранения на 2019-2021 годы остаются:

— проведение дальнейших мероприятий по охране и укреплению здоровья населения в муниципальном образовании;

— создание эффективной системы лекарственной помощи населению;

— укрепление материально-технической базы;

— увеличение обеспеченности населения   врачами и профилактическими осмотрами.

 

Транспорт, дорожное строительство

 

Не найдётся ни одного жителя муниципального образования, которого не волновал бы вопрос организации работы общественного пассажирского транспорта. Современному рынку пассажирских перевозок присуща жёсткая конкуренция, выраженная в том, что в сфере транспортных услуг действуют предприятия частных секторов. Остро встают вопросы обеспечения безопасности пассажиров, перевозимых коммерческим транспортом.

Проблема компенсации выпадающих доходов от перевозки пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, является одной из важнейших проблем для ООО «Кооптранс», пассажирского предприятия поселения, которое осуществляет перевозки льготных категорий граждан.

На период до 2021 года в муниципальном образовании на базе ООО «Кооптранс» планируется сформировать устойчиво развивающуюся, эффективно и надёжно функционирующую систему пассажирского транспорта, которая будет отвечать потребностям населения, будучи доступной всем ее слоям, включая малообеспеченные.

Общая протяжённость автомобильных дорог общего пользования местного значения на конец 2018 года составила 102,3 км.

Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог местного значения на большей протяжённости сети отвечает техническим и технико-эксплуатационным показателям.

Существенное значение для развития транспортной инфраструктуры имеет ремонт существующих автомобильных дорог.

В 2019 году планируется участие в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Дорожное хозяйство и обеспечение безопасности дорожного движения» государственной программы «Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения» на  капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Ставропольского края за счёт средств дорожного фонда Ставропольского края по осуществлению ремонта  ул. Павлова, ул. Этокская с планируемым объёмом субсидий из краевого бюджета 17 млн. руб., и планируемым объёмом софинансирования из местного бюджета 5,5% в сумме 990 тыс. руб.

Также в 2019 году администрацией Ессентукского сельсовета планируется участие в проекте государственной программы Ставропольского края «Формирование современной городской среды» на 2019-2022 годы, на выполнение работ по благоустройству дворовых и общественных территорий (освещение дворов, асфальтирование, установка бордюров, приобретении лавочек, организация субботников с привлечение граждан и т.д.) планируемый объем субсидий из краевого бюджета 50 млн. руб., планируемый объем софинансирования из местного бюджета 5,5%.

Разрабатывается проект о принятие участия в конкурсном отборе проектов развития территорий муниципальных образований Ставропольского края, основанных на   местных инициативах на 2019 год, на выполнение работ по ограждению кладбища в ст. Ессентукской, ул. Гагарина, 2/1, в районе храма Святой Екатерины, планируемый объем субсидий из краевого бюджета 1 млн. руб., планируемый объем софинансирования из местного бюджета 25%.

 

Благоустройство и жилищно-коммунальное хозяйство

 

Жилищно-коммунальный комплекс – это технологический комплекс, основными задачами которого является дальнейшее жизнеобеспечение
населения, формирование эффективной, конкурентоспособной системы
хозяйствования, обеспечивающей качество предоставляемых жилищно-
коммунальных услуг, инженерное обустройство территории.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важную отрасль территориальной инфраструктуры, деятельность которой формирует жизненную среду человека.

Жилищный фонд муниципального образования Ессентукский сельсовет составляют дома в капитальном исполнении. Жилищный фонд поселения имеет полную степень благоустройства (центральное отопление, холодное и горячее водоснабжение, централизованная канализация). По оценке за период 2015 – 2018 года произошло увеличение жилищного фонда в связи с вводом в эксплуатацию многоквартирных жилых домов. Техническое состояние фонда удовлетворительное, большая часть домов построена в 70-80 годы.

В сфере жилищно-коммунального обслуживания, обеспечением бесперебойного тепло-электро-газоснабжения и водоснабжения, обслуживанием жилищного фонда муниципального образования занимаются следующие службы: МУП «ЖКК Предгорного района», ОАО «Предгорный райгаз», Предгорный филиал ГУП СК «Крайтеплоэнерго», филиал ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» участок электросетей ст. Ессентукская, ОАО «Ставропольэнергосбыт», филиал Предгорный «Водоканал». В их эксплуатации находится 19 котельных, 22,773 км тепловых сетей, 170,5 км электрических сетей и 1341,7 км газопровода, 493 км сетей водопровода и 62 км канализационных сетей.

Одной из острых проблем остаётся проблема по вывозу ТБО. Вывоз ТБО осуществляется всего в одном населённом пункте. На перспективу планируется расширение зоны обслуживания с охватом всех населенных пунктов муниципального образования Ессентукский сельсовет. Устройство мусороперегрузочных станций в населенных пунктах с последующим вывозом ТБО улучшит их санитарное состояние, позволит прекратить захламление лесополос, рек, оврагов и т.д.

Остаётся проблема по вывозу водоснабжению в п. Горный. В станице Ессентукской имеется централизованное водоснабжение, в счёт экономии жители обеспечиваются питьевой водой за счёт местных источников (родники, скважины). Источниками водоснабжения являются Кубанский водовод, Усть-Джегутинской групповой водовод, родники и скважины. На перспективу планируется расширение зоны обслуживания с охватом всех населенных пунктов муниципального образования Ессентукский сельсовет.

Имеющаяся канализационная система несёт большую нагрузку, чем предусмотрено санитарными нормами. Многие жители использует поглощающие выгребные ямы. Неорганизованный сброс сточных вод, отходы личных подсобных хозяйств происходят на землю, попадают в реки и ручейки, что может вызвать бактериальное загрязнение воды и почвы, создавая неблагоприятную социальную и санитарную обстановку не только на территории муниципального образования Ессентукский сельсовет, но и в регионе городов-курортов КМВ. Реконструкция имеющихся канализационных сетей и новое их строительство является одной из сложных проблем муниципального уровня.

Поставщиком тепла и горячей воды населению, объектам социальной сферы и предприятиям района является Предгорный филиал ГУП «Крайтеплоэнерго». Объем вырабатываемой тепловой энергии составляет 62,4 Гкал/час. Предгорным филиалом ГУП СК «Крайтеплоэнерго» произведено техническое перевооружение котельных с внедрением энергосберегающих мероприятий. За счёт краевого и районного бюджетов выполнена реконструкция тепловых сетей в станице Ессентукской.

Уровень газификации в муниципальном образовании составляет 96,4%. ОАО «Предгорныйрайгаз» обслуживает 1341,7 км газовых сетей, из них надземных — 870,1 км, подземных — 471,6 км, газ поставляется в квартиры и домовладения, в объекты промышленного, социального и сельскохозяйственного назначения. Построен подводящий газопровод среднего давления к нижней части пос. Горный, построен подводящий газопровод к жилым микрорайонам №11 и №12 в станице Ессентукской. За счёт средств Пенсионного фонда Российской Федерации и бюджета поселения выполнена газификация домовладений малоимущих пенсионеров. В перспективе до 2021 года газификация будет составлять 100 %.

Основной проблемой является задолженность граждан за потребление ЖКУ, данная ситуация осложняет деятельность предприятий ЖКХ в целом. В настоящее время предприятиями отрасли проводится работа с населением по вопросу сокращения задолженности по оплате ЖКУ. Главным фактором, обуславливающим неэффективную деятельность ЖКХ, является недофинансирование отрасли, которое усугубляется неудовлетворительным техническим состоянием объектов, высокой степенью износа оборудования и отсутствием должной материально-технической базы.

Одним из решений проблемы недофинансирования может быть вовлечение в сферу ЖКХ производств (товаров и услуг), а также формированием экономическим механизмов, позволяющих на выгодных условиях привлечь средства населения.

С учётом вышеизложенного планируется увеличение объёма реализации жилищно-коммунальных услуг.

 

Управление муниципальным имуществом

 

Одной из мер по увеличению доходов от реализации муниципального имущества выступает поиск неиспользуемых бесхозных объектов недвижимости и земель, с дальнейшим присвоением их муниципалитету и передачей в пользование или владение физическим, или юридическим лица на праве договора аренды или купли-продажи. Исходя из этого, немаловажным действием будет являться переоценка существующих ставок платы за аренду в соответствии с рыночной ситуацией.

В целях эффективного управления и распоряжения муниципального имуществом, повышения доходной части бюджета планируется:

в 2019 году продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы, анализу эффективности использования муниципального имущества;

осуществление приватизации муниципального имущества в соответствии с прогнозным планом;

проведение мероприятий на территории муниципального образования по выявлению и постановке на учёт бесхозяйных объектов;

осуществление контроля за использованием и сохранностью имущества, своевременной продажей или передачей в аренду пустующих площадей.

Продолжится работа по исполнению Федерального закона от 25.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Земельные отношения

 

На 2019-2021 годы приоритетными направлениями станет реализация градостроительного и земельного кодексов Российской Федерации. Продолжится работа по формированию местной нормативной правовой базы, способствующей экономической эффективности использования территории поселения.

Для развития и совершенствования земельных и имущественных отношений до разграничения прав собственности на землю предусматривается: осуществление контроля за целевым использованием земель; предоставление гражданам земельных участков под садоводство, огородничество, личное подсобное хозяйство и дачное строительство в соответствии с Генеральным планом поселения и правилами застройки и землепользования; в целях упорядочения использования земель сельскохозяйственного назначения будет производиться выдел невостребованной части, находящихся в долевой собственности, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, для последующего оформления права собственности поселения на эти земельные участки.

 

 Охрана природы

 

В целях улучшения состояния окружающей среды и природных ресурсов на 2019-2021 годы запланировано выполнение природоохранных мероприятий:

участие в работах по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на водных объектах или их частях;

продолжение работ по организации и вывозу мусора в населенных пунктах на территории поселения (строительство контейнерных площадок, приобретение мусорных контейнеров).

 

Укрепление правопорядка

 

Организация рейдов работниками РОВД;

Проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодёжи;

Профилактика правонарушений на встречах со школьниками и населением работниками РОВД;

Привлечение общественных организаций (Совет ветеранов, Женсовет) по работе с неблагополучными семьями.

 

Защита от чрезвычайных ситуаций

 

В 2019-2021 годах будет продолжена работа над вопросами:

участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования;

— обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования;

— организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Местное самоуправление

 

Для того чтобы муниципальное образование стало более самостоятельным и независимым, необходимо совершенствовать и расширять систему внутренних ресурсов формирования доходной части местного бюджета. Такие ресурсы составляют налоговые и неналоговые доходы. Рассмотрим ряд мер, комплексный подход к которым приведёт к росту доходов в бюджет за счёт местных налогов.

Во-первых, необходимо усилить контроль за несоблюдением учёта объектов имущества и земель. Такими объектами являются: земельные участки, взятые в пользование без спроса; здания и сооружения, возведённые без разрешения на строительство; участки и имущество, которые имеют несоответствие заявленных и фактических площадей; реконструированные, перепланированные и потерявшие своё начальное предназначение строения.

При этом усиление контроля может быть осуществлено различными способами инвентаризации и процесса постановки на учёт муниципального имущества и земельных участков:

1.      Помощь при оформлении гражданами прав собственности на земли и имущественные объекты путём корректировки самой процедуры оформления и постановки на учёт;

2.      Выявление потенциальных плательщиков налогов, т. е. владельцев неучтённого имущества и земельных участков путём проведения разъяснительной работы с физическими лицами;

3.      Наиболее эффективный способ — образование рабочих групп, деятельность которых будет заключаться в выявлении земельных и имущественных объектов, не прошедших регистрацию.

Во-вторых, для увеличения потока доходов в бюджет муниципального образования необходимо повысить качество информационной осведомлённости населения о налогообложении объектов недвижимости и усилить взаимосвязь между регистрирующими, инвентаризирующими и фискальными органами. Данные об учёте и инвентаризации должны быть актуальными, постоянно синхронизироваться с базами данных регистрирующих, инвентаризирующих и налоговых органов.

Одной из наиболее важных проблем, стоящих при формировании бюджета муниципального образования, является низкая стоимость объектов имущества и земель при обложении их налогами. Решением этой проблемы является изменение исчисления налоговой базы по налогам на имущество путём расчёта, исходя из кадастровой стоимости участков земли и имущественных объектов. Стоимость объектов в результате инвентаризации получается ниже, чем их стоимость на рынке. Это происходит из-за отсутствия сопоставления информации о самом рынке недвижимости и местонахождения объекта.

Мерой, позволяющей повысить количество доходов от имущества, станет пересмотр льгот, предоставляемых физическим лицам при уплате земельных и имущественных налогов. Оптимизация системы льгот должна произойти не только на местном, но и на федеральном и региональном уровнях. На практике показано, что установка льгот на уровне федерации ведёт к нехватке доходов на местном уровне.

Вопросу установления льгот Президент РФ уделяет особое внимание. В Бюджетном послании отмечается, что «нужно обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот, установленных на федеральном уровне, применение которых приводит к недополученную доходов региональных и местных бюджетов. А если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов этих бюджетов». На увеличение доходов от налоговых поступлений также повлияет пересмотр налоговых ставок, которые должны быть экономически обоснованы.

Необходимо бороться за передачу права контроля за местными налогами органам местного самоуправления. Сейчас этим занимаются территориальные подразделения Федеральной налоговой службы, которые не заинтересованы в росте поступлений доходов по имущественным налогам. Эта проблема исходит из того, что при повышении качества сегодняшнего контроля и учёта базы по налогам, затраты будут превышать потенциальные налоговые поступления в будущем.

Доходы в бюджет формируются не только от налоговых поступлений. Значимую долю составляют неналоговые доходы (10 %).

Препятствия для эффективного поступления неналоговых доходов в бюджет заключаются в проблеме сбора этих доходов, в связи с неравномерностью их распределения и трудностями при прогнозах, так как многие источники являются разовыми (доходы от пользования имуществом муниципальных образований, продажа материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафные взыскания, плата за нанесённый ущерб и т. д.).

Поступления в бюджет неналоговых доходов являются лишь частью доходной базы муниципальных образований, но служат дополнительным источником ее формирования и усиления экономической независимости. Одной из мер по увеличению доходов от реализации муниципального имущества выступает поиск неиспользуемых бесхозных объектов недвижимости и земель, с дальнейшим присвоением их муниципалитету и передачей в пользование или владение физическим, или юридическим лица на праве договора аренды или купли-продажи. Исходя из этого, немаловажным действием будет являться переоценка существующих ставок платы за аренду в соответствии с рыночной ситуацией.

В период 2019 -2021 гг. продолжить работу по разработке и утверждению административных регламентов исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг, ведения реестра муниципальных функций, услуг (работ), исполняемых, оказываемых (выполняемых) администрацией, а также продолжится работа по практической реализации федерального и областного законодательства о муниципальной службе: применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для муниципальной службы; внедрение и применение современных методов кадровой работы, повышение профессиональной компетентности и мотивации муниципальных служащих к результативной деятельности; формирование позитивного имиджа муниципальной службы; проведение анализа структуры и численности администрации поселения на предмет возможности вывода отдельных функций органов местного самоуправления за рамки муниципальной службы с созданием муниципальных учреждений.

В соответствии с федеральными законами от 25 декабря 2008 года                № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» разработан Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Активно принимать участие в работе с Ассоциациями муниципальных образований Ставропольского края.

Для повышения доверия населения к органам власти, информированности жителей поселения активно реализовывать такие мероприятия, как:

— проведение собраний граждан;

— проведение дней личного приёма граждан Главой муниципального образования и специалистами администрации;

— проведение публичных слушаний и других форм взаимодействия;

 — рассмотрение письменных и устных обращений граждан, в соответствии с федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с обеспечением индивидуального изучения каждого вопроса и принятием соответствующих мер для его решения;

— освещение событий и мероприятий на территории муниципального образования в средствах массовой информации.

 

Предварительные итоги прогноза социально-экономического развития муниципального Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края на 2019 и плановый период до 2021 года

 

Показатели

единица измерения

за 9 мес.     2018г.

Оценка   2018г

Очередной финансовый 2019 год

Прогноз социально – экономического развития

2020 год

2021 год

I. Демографические показатели

 

 

 

 

 

 

Численность постоянного населения (среднегодовая) — всего

человек

28454

28500

28300

28400

 

28500

 

 

в % к предыдущему году

103,7

103,9

104,0

104,2

104,4

Число родившихся

человек

286

300

320

350

370

Число умерших

человек

176

180

170

175

180

Естественный прирост

человек

68

90

80

110

130

Число прибывших

человек

590

662

670

680

 

690

 

Число убывших

человек

192

230

230

240

250

Миграционный прирост

человек

506

662

670

680

690

II. Производственные показатели

 

 

 

 

 

 

 2.Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млн.руб. в ценах соответствующих лет

200

266

260

270

280

 

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

63,6

72,6

67,1

69,5

73,6

    

в том числе:

 

 

 

 

 

 

продукция сельскохозяйственных организаций

млн.руб. в ценах соответствующих лет

100

180

180,0

181,2

181,4

 

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

92,9

94,5

100

100

100

продукция крестьянских (фермерских) хозяйств

млн.руб. в ценах соответствующих лет

60,0

72,0

73

74,7

74,7

 

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

60,1

97,2

97,9

100

100

продукция в хозяйствах населения

млн.руб. в ценах соответствующих лет

40,0

52,0

54,0

54,0

54,0

 

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

50,6

52,5

56,3

55,5

55,5

III. Потребительский рынок

 

 

 

 

 

 

Оборот розничной торговли 

млн.руб. в ценах соответствующих лет

350

363

365,3

365,3

365,3

Оборот общественного питания

млн.руб. в ценах соответствующих лет

4,0

4,5

4,7

4,8

4,8

Объем платных услуг населению

млн.руб. в ценах соответствующих лет

160,0

160,5

170,0

170,3

170,4

IV. Малое предпринимательство

 

 

 

 

 

 

Количество малых предприятий -всего по состоянию на конец года (включая объекты торговли)

 единиц

180

180

190

195

200

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по малым предприятиям -всего

человек

100

105

110

115

120

V. Бюджет сельского поселения

 

 

 

 

 

 

Доходы-всего

тыс.руб.

30518,8

34000,00

40000,00

41000,00

42025,0

    в т.ч. собственные доходы

тыс.руб.

30288,6

33769,8

39879,00

40879,00

41904,00

Расходы- всего

тыс.руб.

30551,4

33551,4

40000,00

41000,00

42025,00

Дефицит бюджета

тыс.руб.

-32,6

-448,6

0,00

0,00

0,00

VI. Труд

 

 

 

 

 

 

Численность трудовых ресурсов

человек

4500

4500

4500

4510

4510

Численность занятых в экономике (среднегодовая)-всего

человек

2750

3100

3260

3400

3400

Фонд заработной платы

млн.руб.

99,00

99,00

101,25

103,73

103,73

Среднемесячная заработная плата на 1 работника

руб.

22000,0

22000,00

22500,00

23000,0

23000,0

Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости

человек

259

265

270

270

270

 

Заключение

 

 

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края на 2019 год и плановый период до 2021 года  (далее – Прогноз) отражает меры, направленные на повышение уровня качества жизни населения через осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», определяет ключевые направления деятельности Ессентукского сельсовета на этот период, обеспечивающие достижение таких целей развития поселения, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста,

Достижение этих целей возможно при условии проведения активной экономической политики Правительства Российской Федерации.

В связи с этим Прогноз предполагает продолжение институциональных преобразований, реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильём населения, развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.

Для этого требуется создание эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижении избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и повышении конкурентоспособности человека, государственных институтов и бизнеса.

Приоритетными задачами развития являются – повышение уровня финансовой обеспеченности территории, привлечение инвестиций, развитие предпринимательства, социальное благополучие населения.

Анализ основных показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования Ессентукский сельсовет Предгорного района Ставропольского края позволяет сформулировать проблемы перспективного развития, которые должны быть решены при формировании бюджетной, налоговой политики на 2019 год и плановый период до 2021 года. Прогнозируемые демографические тенденции в итоге приведут к увеличению численности граждан, пользующихся предоставляемыми мерами социальной защиты и другими услугами. В целях формирования условий динамичного социально-экономического развития требуется создавать необходимую инфраструктуру.

Для того чтобы муниципальное образование стало более самостоятельным и независимым, необходимо совершенствовать и расширять систему внутренних ресурсов формирования доходной части местного бюджета. Такие ресурсы составляют налоговые и неналоговые доходы. Рассмотрим ряд мер, комплексный подход к которым приведёт к росту доходов в бюджет за счёт местных налогов.

Во-первых, необходимо усилить контроль за несоблюдением учета объектов имущества и земель. Такими объектами являются: земельные участки, взятые в пользование без спроса; здания и сооружения, возведённые без разрешения на строительство; участки и имущество, которые имеют несоответствие заявленных и фактических площадей; реконструированные, перепланированные и потерявшие своё начальное предназначение строения.

При этом усиление контроля может быть осуществлено различными способами инвентаризации и процесса постановки на учёт муниципального имущества и земельных участков:

1.      Помощь при оформлении гражданами прав собственности на земли и имущественные объекты путём корректировки самой процедуры оформления и постановки на учёт;

2.      Выявление потенциальных плательщиков налогов, т. е. владельцев неучтённого имущества и земельных участков путём проведения разъяснительной работы с физическими лицами;

3.      Наиболее эффективный способ — образование рабочих групп, деятельность которых будет заключаться в выявлении земельных и имущественных объектов, не прошедших регистрацию.

Во-вторых, для увеличения потока доходов в бюджет муниципального образования необходимо повысить качество информационной осведомлённости населения о налогообложении объектов недвижимости и усилить взаимосвязь между регистрирующими, инвентаризирующими и фискальными органами. Данные об учёте и инвентаризации должны быть актуальными, постоянно синхронизироваться с базами данных регистрирующих, инвентаризирующих и налоговых органов.

Одной из наиболее важных проблем, стоящих при формировании бюджета муниципального образования, является низкая стоимость объектов имущества и земель при обложении их налогами. Решением этой проблемы является изменение исчисления налоговой базы по налогам на имущество путём расчёта, исходя из кадастровой стоимости участков земли и имущественных объектов. Стоимость объектов в результате инвентаризации получается ниже, чем их стоимость на рынке. Это происходит из-за отсутствия сопоставления информации о самом рынке недвижимости и местонахождения объекта.

Мерой, позволяющей повысить количество доходов от имущества, станет пересмотр льгот, предоставляемых физическим лицам при уплате земельных и имущественных налогов. Оптимизация системы льгот должна произойти не только на местном, но и на федеральном и региональном уровнях. На практике показано, что установка льгот на уровне федерации ведёт к нехватке доходов на местном уровне.

Вопросу установления льгот Президент РФ уделяет особое внимание. В Бюджетном послании отмечается, что «нужно обеспечить выполнение плана поэтапной отмены льгот, установленных на федеральном уровне, применение которых приводит к недополученную доходов региональных и местных бюджетов. А если введение льготы на федеральном уровне признано целесообразным, то должен быть продуман механизм компенсации выпадающих доходов этих бюджетов». На увеличение доходов от налоговых поступлений также повлияет пересмотр налоговых ставок, которые должны быть экономически обоснованы.

Необходимо передать право контроля за местными налогами органам местного самоуправления. Сейчас этим занимаются территориальные подразделения Федеральной налоговой службы, которые не заинтересованы в росте поступлений доходов по имущественным налогам. Эта проблема исходит из того, что при повышении качества сегодняшнего контроля и учёта базы по налогам, затраты будут превышать потенциальные налоговые поступления в будущем.

Доходы в бюджет формируются не только от налоговых поступлений. Значимую долю составляют неналоговые доходы (10 %).

Препятствия для эффективного поступления неналоговых доходов в бюджет заключаются в проблеме сбора этих доходов, в связи с неравномерностью их распределения и трудностями при прогнозах, так как многие источники являются разовыми (доходы от пользования имуществом муниципальных образований, продажа материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафные взыскания, плата за нанесённый ущерб и т. д.).

Поступления в бюджет неналоговых доходов являются лишь частью доходной базы муниципальных образований, но служат дополнительным источником ее формирования и усиления экономической независимости. Одной из мер по увеличению доходов от реализации муниципального имущества выступает поиск неиспользуемых бесхозных объектов недвижимости и земель, с дальнейшим присвоением их муниципалитету и передачей в пользование или владение физическим, или юридическим лица на праве договора аренды или купли-продажи. Исходя из этого, немаловажным действием будет являться переоценка существующих ставок платы за аренду в соответствии с рыночной ситуацией.

Муниципальное образование имеет достаточно внутренних резервов для формирования собственного бюджета. Но основным препятствием при оптимизации системы поступления доходов в бюджет, является незаинтересованность государственных служащих органов местного самоуправления, так как это снизит дотации, которые поступают из федерального бюджета.

В заключение можно отметить, что проблемы бюджета муниципального образования связана и с доходами, и с расходами. Расходная часть значительно превышает доходную. Вопрос экономической самостоятельности муниципального образования стоит на первом месте, поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить экономический рост, усилить независимость и сбалансированность местного бюджета, которая в совокупности образует основу бюджетной системы нашей страны.