Разъяснения законодательства прокуратурой Предгорного района за июнь 2016 г.

Полномочия адвоката на ведение административного дела удостоверяются ордером
Федеральным законом № 169-ФЗ от 02.06.2016 «О внесении изменений в статьи 55 и 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» уточнен порядок представительства в административном судопроизводстве.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства РФ обязательным условием представительства в суде по административным делам является наличие у представителя высшего юридического образования.
Суд принимает решение о допуске представителя в судебный процесс на основании представленных им документов о своем образовании, а также документов, удостоверяющих его статус и полномочия (ч. 3 ст. 55 КАС РФ).
Между тем, данная правовая норма сформулирована таким образом, что требование о представлении документов об образовании, наряду с другими представителями, распространяется и на адвокатов, при этом в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» обязательным условием приобретения статуса адвоката является наличие высшего юридического образования.
В связи с этим в статью 55 КАС РФ были внесены изменения, согласно которым адвокаты представляют суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители — документ о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.
При этом определено, что полномочия адвоката на ведение административного дела в суде должны удостоверяться ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в отдельных случаях, также доверенностью.
Конституционный Суд РФ подтвердил право полиции обрабатывать и хранить данные о лицах, подвергавшихся уголовному преследованию
Определением Конституционного Суда РФ от 22.12. 2015 № 2985-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Селиной Светланы Александровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 4 части 3 и частью 8 статьи 17 Федерального закона «О полиции» была оставлена без рассмотрения.
Согласно Закону о полиции в обрабатываемые ею банки данных о гражданах вносится в том числе и информация о лицах, в отношении которых уголовное преследование прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, деятельным раскаянием, по амнистии.
Персональные данные, содержащиеся в этих банках данных, уничтожаются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Конституционность приведенных норм оспаривала заявительница, уволенная с должности учителя.
Она подозревалась в побоях и оскорблении. Возбужденное в отношении на нее уголовное дело было прекращено в связи с примирением сторон.
Впоследствии информационный центр территориального управления МВД России отказался исключать сведения о ней из информационной базы полиции.
Конституционный Суд РФ не принял жалобу Селиной С.А. к рассмотрению, отметив следующее.
В целях выполнения полицией возложенных на нее обязанностей ей предоставлено право обрабатывать сведения о гражданах и вносить в банки данных полученную информацию, состав которой обусловлен функциями полиции.
Из Закона о полиции следует, что в банки данных вносится информация обо всех лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию.
При этом персональные данные, содержащиеся в банках данных, во всяком случае не могут храниться бессрочно.
Такие данные должны обрабатываться и храниться полицией строго в соответствии с законодательством.
Закон допускает раскрытие содержащейся в банках данных информации госорганам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом, иностранным правоохранительным органам и международным полицейским организациям — в соответствии с международными договорами, а также гражданину, права и свободы которого непосредственно затрагиваются содержащейся в банках данных информацией.
А полиция обязана защитить эту информацию от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.
Таким образом, оспариваемые положения не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы по указанным в жалобе доводам.
Пересмотрена продолжительность отпусков по госслужбе
Федеральным законом от 02 июня 2016 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» пересмотрена продолжительность отпусков на госслужбе.
Так, установлена одинаковая продолжительность основного отпуска для всех гражданских служащих независимо от группы замещаемых ими должностей — 30 календарных дней (ранее при занятии высших и главных должностей отпуск составлял 35 календарных дней). Также, изменен подход к предоставлению дополнительного отпуска за выслугу лет.
Ранее продолжительность такого отпуска исчислялась из расчета 1 календарный день за каждый год гражданской службы.
Поправками предусмотрено следующее соотношение продолжительности стажа гражданской службы и отпуска за выслугу лет: при стаже от 1 года до 5 лет — 1 календарный день; от 5 до 10 лет — 5 календарных дней; от 10 до 15 лет — 7 календарных дней; 15 лет и более — 10 календарных дней. Одновременно с этим, законодательно закреплена продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный служебный день — строго в количестве 3 календарных дней. Ранее была установлена лишь минимальная продолжительность этого отпуска (3 календарных дня), а максимальная определялась самим госорганом.
Указанный Федеральный закон вступает в силу через 60 дней после его официального опубликования. За госслужащими, имеющими на день вступления поправок в силу неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или их части, сохраняется право на использование, а также право на выплату денежной компенсации за них.
Продолжительность отпусков по новым правилам будет исчисляться для госслужащих начиная с их нового служебного года.
Определены правила
регулирования режима рабочего времени и времени отдыха для некоторых педагогических работников
Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Данным приказом определены правила регулирования режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников, замещающих должности, поименованные в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678, и иных работников организаций.
Как следует из Особенностей, режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации должен устанавливаться правилами внутреннего трудового распорядка с учетом:
1) режима деятельности организации, связанного:
— с круглосуточным пребыванием обучающихся;
— с пребыванием обучающихся в течение определенного времени, сезона;
— со сменностью учебных, тренировочных занятий;
— с другими особенностями работы организации
2) продолжительности рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы, устанавливаемых педагогическим работникам в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, а также продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с законодательством РФ иным работникам по занимаемым должностям;
3) объема фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с Приказом № 1601;
4) времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом;
5) времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.
Установлено, что при составлении графиков работы указанных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением отдельных случаев.
Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

Сделки с недвижимостью- только через нотариуса
Федеральным законом от 02.06.2016 №172-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Изложенная в новой редакции ст.24 указанного закона обязывает оформлять любые сделки с долями недвижимости только через нотариуса.
Нотариус, удостоверяя сделку, обязан убедиться в том, что сособственники недвижимости надлежащим образом извещены о возможности преимущественного права покупки доли.
При удостоверении договора, в том числе договора дарения доли, нотариус должен будет проверить, не является ли данная сделка притворной.
В процессе удостоверения сделки нотариус обязан разъяснить сторонам реальные последствия сделки.
Также вводится более серьезная защита интересов несовершеннолетних. Теперь любая форма отчуждения недвижимого имущества несовершеннолетних подпадает под обязательную нотариальную форму сделки.
Количество попыток пересдачи итоговых экзаменов в вузах ограничено
06.06.2016 вступили в силу поправки в порядок государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата и магистратуры (приказ Минобрнауки России от 28.04.2016 № 502). Установлено, что студент, не справившийся с выпускными экзаменами в вузе, может прийти на пересдачу не ранее чем через 10 месяцев после первого экзамена. До внесения изменений — не ранее чем через год (п. 42 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры; далее — Порядок).
Правило о том, что пересдача может состояться не позднее чем через пять лет с даты государственного экзамена, сохранено.
Зато появилось новое условие для студентов, которые не смогли защитить свои знания на итоговом выпускном экзамене в вузе: теперь они могут повторно пройти государственную итоговую аттестацию не более двух раз. Ранее количество повторных попыток не было установлено.
Уточнен также порядок рассмотрения апелляции на результаты государственных экзаменов. В частности, вузы получили право выносить решение по жалобе студента в его отсутствие, хотя по-прежнему обязаны уведомлять его о дате и времени рассмотрения апелляции. Срок рассмотрения апелляционной жалобы не изменился: не позднее двух рабочих дней со ее дня подачи (п. 53 Порядка).
Установлено, что в состав апелляционной комиссии могут входить только преподаватели вуза, но не представители работодателей (п. 26 Порядка). Последние, напомним, являются членами экзаменационной комиссии, причем их количество должно составлять не менее 50%

О требованиях к кандидатам на должность главы муниципального образования
Федеральным законом от 02.06.2016 №171-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждены правила, в соответствии с которыми к кандидатам на должность главы муниципального образования могут предъявляться требования по профессиональным признакам.
Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления.»
Определено, что условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
Законом субъекта РФ могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
Уставом муниципального образования могут устанавливаться ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более определенного данным уставом количества сроков подряд.
В России появилось Агентство по технологическому развитию
Распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2016 г. N 1017-р учреждена автономная некоммерческая организацию «Агентство по технологическому развитию».
Новая структура займется развитием высокотехнологичного производства промышленной продукции, будет помогать российским компаниям приобретать современные отечественные и иностранные технологии, получать патенты на ноу-хау, содействовать продвижению в России проектов, которые предусматривают локализацию технологий, поддерживать бизнес при проведении лицензионных сделок и создание совместных производств.
Агентство создается без ограничения срока деятельности.
Результатами работы Агентства должны стать увеличение количества заключённых лицензионных соглашений и созданных в целях передачи технологий совместных предприятий, увеличение количества новых производственных площадок, рост капвложений по привлечённым Агентством проектам, а также увеличение объёма производства (доли экспорта) продукции, созданной в результате реализации проектов.
Утвержден устав Агентства, образован наблюдательный совет. В его состав включены представители федеральных органов исполнительной власти, общественных и экспертных организаций, институтов развития.
Острое отравление угарным газом.
Несчастный случай или профессиональное заболевание?
Понятие «несчастный случай» дано в ст. 227 ТК РФ и определено как событие, в результате которого пострадавшим были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и др. телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и др. чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, — повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
— в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы;
— при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве;
— при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок;
— при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха;
— при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
— при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Расследование несчастных случаев осуществляется в соответствии с требованиями ст.ст. 227 — 231 ТК РФ, Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2002 г. № 653), Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утв. постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 г. № 73 ).
При несчастных случаях работодатель (его представитель) обязан:
немедленно организовать первую помощь пострадавшему и доставку его в медучреждение;
принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной ЧС и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку либо зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
немедленно проинформировать о несчастном случае орган надзора за соблюдением трудового законодательства, прокуратуру, орган местного самоуправления, работодателя, орган под контролем которого находится соответствующий объект или организация, страховщика, а также родственников пострадавшего;
принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
«Острое профессиональное заболевание (отравление)» — заболевание, являющееся результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.
«Хроническое профессиональное заболевание (отравление) — это заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.
Вышеуказанные понятия, а также порядок расследования и учета установлены Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний (утв. постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 г. № 967), Приказом Минздрава РФ от 28.05.2001 г. №176 «О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации».
О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает в соответствующий орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (ст. 228.1 ТК РФ).
Таким образом, острое отравление угарным газом не является несчастным случаем и подлежит расследованию как профессиональное заболевание.
Об утверждении Требований к парковкам для стоянки
в ночное время транспортных средств
С 15 июля 2016 года вступает в силу приказ №108, изданный 19.04.2016 Министерством транспорта Российской Федерации «Об утверждении Требований к парковкам для стоянки в ночное время транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в отсутствие водителя».
Указанным нормативно-правовым актом установлены требования к парковкам для стоянки в ночное время автобусов, троллейбусов и трамваев.
Определено, что организация въезда транспортных средств на парковку и выезда с нее, движение транспортных средств на парковке должны осуществляться в соответствии с решениями, принятыми в проекте организации дорожного движения, утвержденными приказом Минтранса России от 17.03.2015 №43.
Кроме того, согласно Требований к парковкам для стоянки в ночное время транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в отсутствие водителя, парковка должна быть: освещена в темное время суток; обозначена и оборудована дорожными знаками и дорожной разметкой; устроена на площадке, имеющей капитальный, облегченный или переходный тип дорожной одежды; с 1 января 2018 года — оснащена средствами, ограничивающими проезд (шлагбаумами, воротами), оборудована камерами видеонаблюдения и (или) стационарными постами охраны.
Также, на территории парковки, по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения размещаются: туалет, помещения для уборочной техники, отдыха обслуживающего персонала, охраны, противопожарный инвентарь и средства пожаротушения, пункты общественного питания, оказания первой медицинской помощи, объекты дорожного сервиса, контейнеры-мусоросборники, а также помещения для проведения предрейсового контроля технического состояния ТС, предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей ТС.
Новый Пленум по уголовным делам

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.05.2016 №23 внесены изменения в ряд прежних постановлений, касающихся рассмотрения уголовных дел.
Так, согласно внесенным изменениям в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 №41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу допускается только после проверки судом обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению.
Проверка обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению не может сводиться к формальной ссылке суда на наличие у органов предварительного расследования достаточных данных о том, что лицо причастно к совершенному преступлению. При рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу судья обязан проверить, содержит ли ходатайство и приобщенные к нему материалы конкретные сведения, указывающие на причастность к совершенному преступлению именно этого лица, и дать этим сведениям оценку в своем решении.
Также следует отметить, что если судебное решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста затрагивает права и законные интересы проживающих в том же жилом помещении собственника жилья или других лиц, они вправе обжаловать его в установленном законом порядке.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» дополнено п.23.1, в котором указано, что ответственность по п.»г» ч.2 ст.158 УК РФ наступает за совершение кражи из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся только при живом лице. Если лицо совершает кражу из одежды, сумки или другой ручной клади после наступления смерти потерпевшего, его действия в этой части не образуют указанного квалифицирующего признака.
О сроках содержания под стражей
Согласно ст. 108 Уголовного — процессуального кодекса РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.
В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
В соответствии со ст. 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации срок содержания под стражей не может превышать 2 месяца.
При невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и в отсутствие оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судом на срок до 6 месяцев.
Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.
Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти до 18 месяцев.
Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случая, если материалы оконченного расследованием уголовного дела предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного законом.
Права работника при увольнении
Одним из распространенных нарушений трудовых прав граждан являются нарушения, допускаемые работодателями при увольнении работников.
Прекращение трудового договора (увольнение), в соответствии со статьей 84.1 Трудового Кодекса Российской Федерации, оформляется приказом (распоряжением) работодателя.
С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись.
По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.
Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 ТК РФ.
По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Запись в трудовую книжку об основании и причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Трудового кодекса РФ или иного федерального закона.
В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.
Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.
Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении работника по основанию, предусмотренному подпунктом «а» пункта 6 части первой статьи 81 или пунктом 4 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности в соответствии с частью второй статьи 261 ТК РФ.
По письменному обращению работника, не получившего трудовую книжку после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника.
Согласно статье 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в день увольнения выплатить не оспариваемую им сумму.
В случае нарушения трудового законодательства граждане вправе обращаться за защитой своих прав в Государственную инспекцию труда, органы прокуратуры либо в суд.
Право на телефонный звонок
Федеральным законом от 30.12.2015 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» лицу, задержанному в качестве подозреваемого по основаниям и в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, предоставлено право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения, а дознаватель, следователь должен исполнить обязанности по уведомлению о задержании.
Это право подозреваемый может использовать в кратчайший срок, но не позднее 3-х часов с момента доставления в орган дознания или к следователю, о чем делается отметка в протоколе задержания. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, следователем, о чем также делается отметка в протоколе задержания.
В том случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.
Расходы, связанные с уведомлением родственников или близких лиц подозреваемого о его задержании и месте нахождения, относятся к процессуальным издержкам, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.
Ужесточена административная ответственность юридических лиц за распространение экстремистских материалов
Федеральным законом от 02.05.2015 № 116-ФЗ внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ в части касающейся ужесточения ответственности юридических лиц.
Размер штрафа за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в соответствующий федеральный список, их производство либо хранение в целях массового распространения, составит для юридических лиц от ста тысяч до одного миллиона рублей, ранее же он составлял от пятидесяти до ста тысяч рублей.
Введена административная ответственность юридических лиц за производство либо выпуск продукции СМИ, содержащей призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость ее осуществления.
Совершение указанных противоправных действий повлечет наложение штрафа в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета правонарушения.

Ответственность работодателя за уклонение от заключения трудового договора
Нередко работодатели допускают граждан до работы без оформления трудового договора. Вместе с тем, трудовым законодательством установлена обязанность работодателя заключить трудовой договор с работником.
Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым первый обязуется предоставить гражданину работу, обеспечить надлежащие условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату. В свою очередь работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.
Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме, составлен в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение сотрудником экземпляра трудового договора должно подтверждаться его подписью на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. После этого работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней.
Работа без оформления трудового договора нарушает трудовые права работника.
За уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ). На должностных лиц налагается штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
С 1 сентября 2016 г. вводится новый порядок сдачи экзаменов на право управления транспортным средством
С 1 сентября 2016 года вводится новый порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
Приказом МВД России от 20 октября 2015 года № 995 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» регламентирован порядок проведения экзамена.
Начиная с 01.09.2016 время проведения экзамена на знание ПДД ограничено 30 минутами. Время подготовки к экзамену будет составлять 20 минут. О своих результатах экзаменуемый сможет узнать сразу после прохождения теоретического экзамена — они будут показаны ему на экране компьютера. Экзаменуемый получает оценку «НЕ СДАЛ» в случае, если допустит 3 ошибки или 2 ошибки в одном тематическом блоке (ошибкой также считается, если экзаменуемый не ответ на 2 вопроса в тематическом блоке в установленное время).
В случае 1 ошибочного ответа, экзаменуемому будет предложено ответить на 5 дополнительных вопросов в течение 5 минут. Все они будут подобраны из аналогичного тематического блока, ответ на вопрос из которого был ошибочным.
Оценка «СДАЛ» будет выставлена, только если кандидат ответит правильно на все 5 вопросов.
Вместе с тем, если в основной части экзамена были допущены 2 ошибки, сумма дополнительных вопросов удваивается. На каждый дополнительный ответ отводится 1 минута. Для получения положительной оценки необходимо будет ответить на все 10 вопросов.
При сдаче экзамена на автодроме будущие водители должны быть готовы к новым упражнениям. Так, для получения прав категории В назначается 5 упражнений вместо 3. Практическая часть экзамена в условиях городского движения не может длиться более 30 минут — при условии, что кандидат в водители выполнил на маршруте все маневры и действия.
Также установлена новая шкала штрафных баллов за ошибки при сдаче экзамена на вождение в условиях дорожного движения. Ошибки классифицируются как грубые, средние и мелкие. За совершение каждой ошибки начисляются штрафные баллы: за грубую — пять, за среднюю — три, за мелкую — один. Оценка «НЕ СДАЛ» будет выставлена, если общая сумма штрафных баллов превысит пять.
Новый порядок также предусматривает возможность обжалования решений и действий экзаменационного подразделения и его должностных лиц.

За воспрепятствование законной предпринимательской деятельности установлена уголовная ответственность
Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для осуществления предпринимательской деятельности.
За воспрепятствование должностными лицами законной предпринимательской деятельности установлена уголовная ответственность.
Воспрепятствование может выражаться:
— в неправомерном отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонении от их регистрации,
— неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи,
— ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы,
— незаконном ограничении самостоятельности или ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Ответственность за указанные действия должностные лица несут в том случае, если они совершены с использованием служебного положения.
Виновному должностному лицу грозит штраф, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью или обязательные работы.
Ответственность усиливается, если те же деяния совершены в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб (более 1,5 млн. руб.). В этом случае наказание может составлять до 3 лет лишения свободы.
Если предприниматель столкнулся с действиями должностных лиц, направленными на воспрепятствование его законной деятельности, он вправе сообщить об этом в органы внутренних дел и в прокуратуру.
Полномочия адвоката на ведение административного дела удостоверяются ордером
Федеральным законом № 169-ФЗ от 02.06.2016 «О внесении изменений в статьи 55 и 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» уточнен порядок представительства в административном судопроизводстве.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства РФ обязательным условием представительства в суде по административным делам является наличие у представителя высшего юридического образования.
Суд принимает решение о допуске представителя в судебный процесс на основании представленных им документов о своем образовании, а также документов, удостоверяющих его статус и полномочия (ч. 3 ст. 55 КАС РФ).
Между тем, данная правовая норма сформулирована таким образом, что требование о представлении документов об образовании, наряду с другими представителями, распространяется и на адвокатов, при этом в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» обязательным условием приобретения статуса адвоката является наличие высшего юридического образования.
В связи с этим в статью 55 КАС РФ были внесены изменения, согласно которым адвокаты представляют суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители — документ о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.
При этом определено, что полномочия адвоката на ведение административного дела в суде должны удостоверяться ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в отдельных случаях, также доверенностью.
Уголовная ответственность за незаконное получение кредита
Статья 176 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное получение кредита.
Под незаконным получением кредита понимается получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путём представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении, либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб.
Санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительных работ на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.
В уголовном праве под кредитом и кредитным договором как предметом данного преступления понимается кредит, определенный ст. 819 ГК РФ и выдаваемый заёмщику банком или иной кредитной организацией. Предметом преступления являются кредит и льготные условия кредитования. Объект преступления — интересы кредиторов и порядок кредитования индивидуальных предпринимателей и организаций.
Объективная сторона преступления характеризуется действиями, заключающимися в получении заёмщиком кредита либо льготных условий кредитования путём представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации.
Эти деяния признаются преступными, если ими причинён крупный ущерб, превышающий 250 000 руб. Ущерб может выражаться как в виде реальных имущественных потерь, так и в виде упущенной выгоды, связанной с невозвратом кредита.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла.
Данный вид преступления содержит два самостоятельных состава:
1) незаконное получение государственного целевого кредита;
2) нецелевое использование государственного целевого кредита.
Субъект преступления специальный — индивидуальный предприниматель, совершивший противоправные указанные в законе действия при получении кредита, а также руководитель организации, имеющий право на заключение кредитных договоров.

Изменены требования по отнесению индивидуального предпринимателя или организации к субъектам субъектами малого и среднего предпринимательства
Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 изменены требования по отнесению индивидуального предпринимателя или организации к субъектам субъектами малого и среднего предпринимательства.
Теперь, может ли фирма либо индивидуальный предприниматель претендовать на государственную поддержку в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства, станут определять в зависимости от их годового дохода от реализации товаров, работ и услуг.
В настоящее время критерием для придания предпринимателям статуса субъекта малого и среднего предпринимательства служит показатель годовой выручки (постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). При этом значения предельного дохода за предшествующий календарный год не изменятся. В настоящий момент они составляют: — для микропредприятий — 120 млн. руб.; — для малых предприятий — 800 млн. руб.; — для средних предприятий — 2 млрд.руб.
Эта законодательная новелла позволит автоматически присваивать статус субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без прохождения административных процедур, связанных с предоставлением дополнительных документов, и совершения других действий для подтверждения соответствующего статуса. Указанные изменения повлекут увеличение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный реестр будет формироваться преимущественно на основе данных налоговой отчетности (или документов, связанных с применением спецрежимов), а также данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Указанные изменения вступят в силу 1 августа 2016 года.

Индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда на содержание несовершеннолетних детей
В соответствии с ч.1 ст.102 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ч.1 ст.117 Семейного кодекса Российской Федерации в случае, если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из зарплаты (иного дохода) должника, производят индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты. При отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 117 СК РФ размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях их индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, определенной в соответствии с правилами ч.1 ст.117 СК РФ, в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, и определяется ежеквартально.
Об индексации алиментов судебным приставом-исполнителем, выносится соответствующее постановление. При индексации алиментов судебному приставу-исполнителю в первую очередь необходимо определить, какой сумме была равна величина прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, на момент вынесения судом решения.
В случае не проведения индексации алиментов судебным приставом-исполнителем, получатель алиментов имеет право обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением на бездействие судебных приставов-исполнителей.
Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах
Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва состоятся на территории всей Российской Федерации 18 сентября 2016 года в единый день голосования.
Выборы пройдут по смешанной избирательной системе: из 450 депутатов 225 будут избраны по партийным спискам по единому федеральному округу (пропорциональная система), а ещё 225 — по одномандатным округам (мажоритарная система). Для попадания в думу по пропорциональной системе партиям необходимо преодолеть 5 % барьер, а кандидатам в округах — достаточно получить относительное большинство голосов. Прежде смешанная система применялась на выборах 1993, 1995, 1999 и 2003 годов.
Выборы будут признаны состоявшимися при любой явке, так как порог явки не установлен.
В связи с этим, следует иметь ввиду, что за неисполнение требований законодательства о выборах предусмотрена административная ответственность.
Так, ст. 5.48 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение прав зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума, иных групп участников референдума на размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума превышает 30 процентов, а равно нарушение организациями, оказывающими рекламные услуги, условий размещения агитационных материалов предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч пятисот до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Ст. 5.49 КоАП РФ за нарушение запрета на проведение в период избирательной кампании, кампании референдума лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом, предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Ст. 5.52 КоАП РФ за невыполнение уполномоченным на то должностным лицом требований об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий в случаях, когда обеспечение таких условий предусмотрено законом, либо иное нарушение предусмотренных законодательством о выборах прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения при проведении ими указанных мероприятий предусмотрено наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Ст. 5.50 КоАп РФ за не возврат жертвователю в установленный законодательством о выборах и референдумах срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах, неперечисление в указанный срок в доход соответствующего бюджета пожертвований, внесенных анонимными жертвователями, предусмотрено наложение административного штрафа на кандидата, на лицо, являвшееся кандидатом, на лицо, избранное депутатом, на уполномоченного представителя по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на избирательное объединение — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Ст. 5.52 КоАп РФ за невыполнение уполномоченным на то должностным лицом требований об обеспечении зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям равных условий для проведения агитационных публичных мероприятий в случаях, когда обеспечение таких условий предусмотрено законом, либо иное нарушение предусмотренных законодательством о выборах прав зарегистрированного кандидата, избирательного объединения при проведении ими указанных мероприятий, предусмотрено наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Уголовная ответственность за заведомо ложный донос
Статьей 306 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственного за заведомо ложный донос о совершении преступления.
При заведомо ложном доносе гражданин посягает на интересы правосудия, а также интересы личности, т.е. гражданина, которого необоснованно подозревают в совершении преступления.
Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает нормальную работу правоприменительных органов, занимающихся проверкой заведомо ложного сообщения о совершении преступления. К таким органам относятся, прежде всего, органы, осуществляющие борьбу с преступностью и полномочные возбуждать уголовные дела: органы следствия и дознания, государственные налоговые инспекции, таможенные и др. Заведомо ложный донос может повлечь необоснованное возбуждение уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности и осуждение невиновного. Неверная информация отвлекает силы и внимание органов следствия и дознания от борьбы с действительными преступлениями.
Заведомо ложный донос может быть устным, письменным, выполненным по телефону, через других лиц и пр. Виновный сознает, что сообщает правоохранительным либо иным органам, обязанным реагировать на это сообщение, безусловно ложные, не соответствующие действительности сведения о совершении преступления, и желает совершить эти действия, т.е. ввести в заблуждение соответствующие государственные органы.
Мотивы ложного доноса в большинстве случаев носят личный характер (месть, зависть, ревность, неприязненные отношения, стремление скрыть истинного преступника и др.). Обычно это преступление совершается со специальной целью — возбуждение уголовного дела и привлечение конкретного невиновного лица к уголовной ответственности.
За заведомо ложный донос о совершении преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

О налоге с продажи квартиры
В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения.
В соответствии со ст. 217.1 НК РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более
Согласно внесенным изменениям с 1 января 2016 года минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.
Есть исключения.
Так, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;
2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;
3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком — плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.
Новые правила касаются квартир, приобретенных в собственность после 1 января 2016 года.
Поэтому на продажу квартиры приобретенной ранее они не распространяются. При этом законодатель позволяет субъектам Федерации снизить пятилетний срок даже до нуля для всех или отдельных категорий граждан или объектов недвижимости.
Если квартира была в собственности меньше трех лет, а с этого года — меньше пяти лет, можно выбрать, с какой из сумм платить налог (ст. 220 НК РФ). Это может быть сумма от продажи квартиры за вычетом расходов на ее приобретение. Такой способ подойдет, только если есть документы, которыми можно подтвердить цену покупки квартиры. Когда таких документов нет, они утеряны или, например, квартира приватизирована, можно уменьшить сумму от продажи квартиры на 1 млн рублей — налоговый вычет при продаже. Использовать вычет можно только раз в год. Если квартира куплена и продана в одном налоговом периоде, то можно не платить налог с продажи, а зачесть его с возвратом налогового вычета для новой квартиры. В этом случае продавец и покупатель тоже должны совпадать.
Если квартира куплена в новостройке по договору долевого участия, а акт приема-передачи квартиры подписан в 2011 году, право собственности на квартиру оформлено в 2014 году, платить налог с продажи придется, так как срок владения квартирой меньше трех лет.
Право собственности на квартиру возникает с момента государственной регистрации. Таким образом, срок нахождения квартиры в собственности считается с даты государственной регистрации.
Но имеются исключения. Если квартира получена по наследству, отсчитывать срок владения нужно от даты смерти наследодателя. Недвижимость принадлежит наследнику со дня открытия наследства. Такой датой будет день смерти гражданина.
В случае перепланировки без изменения внешних границ датой возникновения права собственности на квартиру будет не дата повторного получения свидетельства в связи с осуществлением ее перепланировки, а дата первоначальной государственной регистрации права собственности на квартиру.
Ужесточены требования к расчету данного налога. Государство приняло меры к гарантированной уплате налога. Еще до 1 января 2016 года многие просто занижали стоимость квартиры в договоре и у них появлялась возможность не платить налог, так как согласно документам собственник не получал никакой прибыли.
С 1 января 2016 года при расчете налога цена, указанная в договоре, сравнивается с кадастровой, умноженной на коэффициент 0,7. Налог платиться с суммы, которая больше.
Получить информацию о кадастровой стоимости можно в Росреестре.
Росреестр предоставляет информацию бесплатно в режиме реального времени.
Если сведения на портале Росреестра получить не удалось, можно запросить справку о кадастровой стоимости из ГКН в офисе Федеральной кадастровой палаты Росреестра или МФЦ.